Kultuurikeskuse ajalugu / История Центра культуры

Kultuurikeskus (varem S. M. Kirovi nimeline kultuurimaja) oli 1949. a. ehitatud kinoteatri projekti järgi ja alustas oma tegevust 5. novembril 1949. aastal. Kultuurimaja asutaja ja omanik oli Põlevikiviõli tehas, juhtimist ja kontrolli selle tegevuse üle teostas tehase ametiühingu komitee. Peamised tegevusvaldkonnad tol ajal olid: koreograafia, koorid, teater ja puhkpillimuusika. Sillamäe Linnavolikogu 25.02.1994. a määrusega nimetati S.M. Kirovi nimeline kultuurimaja ümber Sillamäe Kultuurikeskuseks. Kinoseanside demonstreerimine toimus seal kuni 1989. aastani.
Sillamäe Kultuurikeskus on Sillamäe Linnavalitsuse hallatav asutus, mille põhitegevusalad on huvi- ja seltsitegevuse arendamine ja korraldamine; rahvuskultuuri traditsioonide säilitamine; riiklike ja kohalike tähtpäevaürituste korraldamine; puhke- ja meelelahutusürituste ja -tegevuse organiseerimine; kultuurikeskuse hoone ja vahendite haldamine; koostöö korraldamine erinevate mittetulunduslike kultuuriühingute ja -seltsidega linna kultuurielu rikastamisel.

Из книги Альфидины Орловой Силламяэ (1946-1989 г.г.) / Алевтина Филатовна Орлова. - Силламяэ, 2005. - 149 с. : ил., портр

Дом культуры

Интересной была культурная жизнь в Силламяэ в конце XIX - начале XX веков. Если ехать по Таллинскому шоссе в сторону Нарвы, то в пятистах метрах от города есть остановка Перьятси. С правой стороны от нее стоит большое здание, используемое когда-то для хозяйственных нужд. А в начале XX столетия оно являлось настояшим культурным центром городка и его окрестностей - в нем находился народный дом, инициатором постройки которого стал коллектив духового оркестра поселка Вайвара во главе с первым руководителем оркестра и директором народного дома Александром Вельтпеа. Оркестр давал концерты, а собранные деньги шли на строительство народного дома.
В 1910 году стройка, наконец, завершилась. Первый этаж занимали зал для «гулянья», зрительный зал на 400 человек, буфет. На втором этаже были банк, бухгалтерия, репетиционный зал, общество трезвенников и спортивное общество. Сразу же организовалась театральная труппа из местных жителей, среди которых было много представителей местной интеллигенции. Одним из первых спектаклей стал «Домовой» Эдуарда Вильде. В 1926 году самодеятельные артисты поставили «Самсона и Данилу» Х.Раудсеппа.
Со временем создаются симфонический оркестр и хоры. Зрители народного дома аплодировали хору «Ванасытке», певцам из  деревни Перьятси, местечка Вайвара. В 1935 году народному дому был вручен диплом в честь его двадцатипятилетия.

В середине XX века культурная жизнь местечка Силламяэ обретает второе дыхание. В годы войны здесь многое было разрушено. Начинать пришлось с того, что сохранилось. На берегу залива стояло барачного типа строение (на улице Матросова). В годы войны оно служило немецким солдатам клубом, где они отдыхали, смотрели кино. Сохранилась киноаппаратура, нашлись трофейные киноленты. И, по воспоминаниям старожила города В. И. Кириллов а, первые
жители поселка по вечерам крутили здесь кино для себя. специалисты, выпускники ремесленных училищ со всех концов  России, администрация предприятия во главе с Федором Яковлевичем Гуковым и завкома-13 во главе с Николаем Сазоновым и Петром Печерицей приняли решение переоборудовать немецкий барак под клуб, который открылся в 1948 году. Так появился клуб «Рабочий». (В памяти старожилов он запомнился как клуб «Приморский»). Заведующей клубом назначили Валентину Зырянову, киномеханиками были Анатолий Величко и его ученица Зинаида
Кириллова. 
Из Ленинграда пригласили руководителя художественной самодеятельности Дмитрия Михайловича Алексеева - актера, человека с большими знаниями о театральном искусстве. Все участники художественной самодеятельности завороженно слушали его рассказы о встречах с известными и любимыми артистами России. 
Его первым помощником в организации драматического кружка был Валентин Максимов, который в 1950 году стал первым директором Дома культуры имени С.М.Кирова.
Параллельно стали заниматься хоровая и танцевальная группы. И всем этим руководил Д.М.Алексеев.  Бессменным аккомпаниатором был Евгений Михайлов.
Драматический кружок ставил пьесы, готовил скетчи для концертов, которые проходили довольно часто в то время. Неизменными участниками их были танцор Анатолий Авдеев, певицы-солисты Нина Горшкалева, Надежда Кузина, Рафия Еникеева (наша «Сольвейг», как ее любовно называли).
В зале всегда был аншлаг. Приходили на концерты и руководители завода.
Концерты давали не только в Силламяэ, но выезжали и в Вийвиконд, например.
В клубе почти ежедневно показывали кинофильмы, устраивали танцевальные вечера в зале, сдвинув скамейки к стене. С 1949 года стали приезжать на гастроли театральные артисты, ансамбли из Ленинграда.
В клубе «Рабочий» («Приморский») размещалась библиотека, где наряду с технической литературой была и художественная. В вестибюле клуба оформлялись стенды, книжные выставки.
новоселов. В клубе (других вместительных помещений в поселке больше не было) проводились партийные, профсоюзные конференции, собрания, несколько раз заседали в нем первые открытые поселковые суды.
Население росло, клуб становился уже тесным. Для молодежи поселка он был единственным центром культуры, где было возможно встретиться с друзьями, весело провести время, интересно отдохнуть.
Одновременно с клубом «Рабочий» существовал еще один клуб «Строителей» на месте складов, где показывали кинофильмы для горожан.

В 1949 году был построен Дом Культуры. Ему присвоили имя Сергея Мироновича Кирова. 6 ноября состоялось его торжественное открытие. В красивом двухэтажном здании разместились кружки художественной самодеятельности (драмкружок, хор, танцевальный коллектив, духовой оркестр). В репетиционных комнатах долго горел свет. Большой уютный зрительный зал, два фойе, городская библиотека (в двух небольших комнатах на втором этаже) не пустовали тоже. Молодежь тянулась к знаниям, не пропускала концертов, спектаклей своих и приезжих артистов.
В ноябре 1959 года драмкружок стал Народным театром.
Звание народного коллектива получил и танцевальный коллектив «Сувенир», которым руководил в то время Владимир Ильич Зильбер.
Духовой оркестр был на высоте. Полный набор инструментов, регулярные репетиции, выступления. Руководил оркестром, начиная с 60-х годов, Валерий Затямин.
Участниками художественной самодеятельности была, в основном, молодежь, небольшое количество школьников старших классов и студентов горного техникума.
Творческая жизнь в шестидесятые годы в Доме культуры буквально кипела, по воспоминаниям Александра Николаевича Аникина, работавшего по совместительству в те годы художественным руководителем ДК. Было много тематических праздников, а еще 8 Марта, 1 Мая. День Победы, 7 Ноября, Новый год... К каждому празднику необходимо было подготовить собственную программу. После праздничной демонстрации зал ДК  буквально ломился от зрителей. Открывались даже боковые двери на улицу. Около ДК всегда,  да и внутри его, в фойе, ОРС (отдел рабочего снабжения) организовывал торговлю сладостями, напитками, всевозможной выпечкой...
Концертную программу готовили тщательно, с выдумкой.
Заседал художественный совет, обсуждали каждый номер. Если нужен был по сценарию, то приглашали гримера. Он гримировал Виктора Романова, одного из ведущих артистов Народного театра, исполнявшего роль Ленина. Однажды даже стреляла пушка «Авроры». Ажиотаж в зрительном зале был потрясающий.
Танцевальные вечера в ДК проходили в сопровождении эстрадного оркестра, который имел весьма интересный репертуар. Оркестром руководил В. Ивахненко, а затем Б. Мартьянов.
В ДК действовал Университет культуры. Были музыкальный и литературный факультеты. Сколько замечательных артистов, музыкантов, поэтов, чтецов, лекторов увидели и услышали горожане на них.
К концу семидесятых годов ДК получил первую категорию. «В то время, - вспоминает Григорий Михайлович Таратынов, - в ДК был работоспособный коллектив, специалисты своего дела.
В.И.Зильбер - руководитель Народного танцевального ансамбля «Сувенир», при котором заметно выросло мастерство танцоров, они много выступали. Народным театром руководила Людмила Вилянская.
Духовым оркестром занимался прекрасный армейский музыкант Валерий Затямин. Хор вел Евгений Шуле (это был хормейстер от бога, такие встречаются редко). С вокалистами работал художественный руководитель ДК Николай Локатош - напористый, требовательный, преданный культуре человек. Массовый отдел возглавлял Александр Улитин...
Жизнь в семидесятые-восьмидесятые годы в стенах Дома культуры, по образному выражению А.Улитина, «бурлила». Ежедневно там что-то происходило: концерт, тематический вечер или устный журнал. Большой популярностью пользовались танцевальные вечера по выходным дням.
Именно в эти годы зародилась хорошая традиция проведения тематических цеховых вечеров. Дважды в год проводился их смотрконкурс. Каждый цех завода, а также строительно-монтажное управление (СМУ),  школы, дошкольные учреждения, жилищно-коммунальный отдел (ЖКО) развивали цеховую самодеятельность, многие участники которой потом пополняли коллективы художественной самодеятельности Дома Культуры.
Очень хорошо проходили в ДК праздники профессий. Начиналось все в июне с Дня работника торговли. Затем были Дни рыбака и Праздник Нептуна, во время которого на городском пляже, как говорится, яблоку негде было упасть...
Зимой в первом бору весь город собирался на Масленицу (в те годы этот праздник назывался «Проводы зимы»). Со второй половины семидесятых годов стали проводиться Праздники улиц. Все эти мероприятия никого не оставляли равнодушными. Жители города любили эти праздники и активно участвовали в них. Еще одна отличительная черта того времени - концерты и спектакли профессиональных артистов. Каждый месяц два-три коллектива приезжали в наш город.
Наши самодеятельные артисты были самыми активными участниками смотров-конкурсов Северо-Западной зоны. Таллин, Сосновый Бор, Ленинград, Москва, Желтые Воды, Кирово-Чепецк - вот далеко не полный перечень городов, куда выезжали с концертами и спектаклями наши артисты.
Неоднократными победителями таких смотров были вокально-инструментальные ансамбли «Юность» и «Оптимисты», солисты Ирина Плют, Татьяна Васильева, Юрий Дударев, наш знаменитый в те годы Народный театр, выпускавший в год два-три спектакля. Зритель аплодировал хоровому коллективу, ансамблю «Сувенир», эстрадному и духовому оркестрам. И, пожалуй, самое главное в те годы - на каждом мероприятии, концерте, спектакле зрителей был полный зал...
В Доме культуры имени С.М.Кирова работали также завхоз, костюмер, кассир, художник, рабочий сцены, электрик-радист - все, что положено по штату.

С середины семидесятых годов работает в ДК художник Валерий Кириллов. Он служил в Венгрии. Где-то прочитал о нашем городе. Написал, попросил взять его после демобилизации на работу. Так с 1975 года он оформляет все мероприятия в ДК. И всегда зрители бурными аплодисментами, прежде всего, награждают художника, всякий раз восхищаясь его ярким, образным, красочным оформлением сцены...

Комментариев нет:

Отправить комментарий